Я действительно считаю, что в первую очередь важно давать ребëнку основы музыки, танца, изобразительного искусства, литературы, философии и, пожалуй, истории с географией.
Такие предметы, как математика и чистописание, подождут. Со временем они органично впишутся в эту картину как побочные. Но начинать с них образование – всë равно, что ставить телегу впереди лошади.
_________________
Когда я опубликовала это впервые, определённый процент прочитавших воспринял эти несчастные два абзаца как конфликт интересов и как мой призыв «Долой технарей, даёшь гуманитариев!»
Речь вообще не об этом.
Речь не о выборе направления обучения и не о будущей профессии. Не о том, чтобы засадить ребёнка за вышивание или рояль в тот момент, когда он тянется к коробке передач или к устройству часового механизма! Речь идёт о «пище» для ума в принципе.
– Нужно смотреть, к чему проявляет интерес сам ребёнок, а не навязывать ему свою точку зрения.
Кто же спорит? Наблюдать за ребёнком и воспринимать его, находясь здесь и сейчас перед ним, а не где-нибудь в телефоне или в своих мыслях, – это вообще первое условие воспитания. Но послушайте, если вы не создадите почву для проявления подлинного интереса и осознанного выбора, весь «интерес» ребёнка сведётся к переключению мелькающих картинок – это всё, чем довольствуется вялый мозг.
Почему я считаю, что математика и прописи подождут? Потому что это – символы. Это значки. Начинать образование с выписывания закорючек и подсчёта единиц – это всё равно, что вручить человеку ключи от Вселенной, так никогда и не показав самой Вселенной.
Музыка – это не ноты. Так же, как и танец – это не позиции ног. Ноты и позиции – это те же символы. А математика с чистописанием навеки останутся для него лишь символами, если СНАЧАЛА не предоставить жизненные примеры того, что обозначают эти символы.
Каково самое очевидное олицетворение математики (соотношений, пропорций, гармонии, уравнений)? Музыка!
Каково самое очевидное олицетворение письма (линий, света, и снова пропорций, баланса, соотношения масштабов и пространств)? Танец, живопись, архитектура!
К примеру, американский философ Л.Рон Хаббард пишет, что одним из конечных результатов образования является способность человека самостоятельно выносить суждения о предмете. Так кто должен выносить суждение о том, красиво и правильно ли написана буква в тетради? Учитель в школе?
Вы только представьте себе ребёнка, который видел танец Анны Павловой или Галины Улановой, заходил в Исаакиевский собор с его золотыми сечениями, слышал Баха и Моцарта... Какой подход у него будет к буквам и цифрам? Насколько естественным будет для него вывести красивую линию или составить уравнение?
Знаете ли вы, что самые выдающиеся математики были хорошо знакомы с классической музыкой? Ломоносов вживую слушал самого Баха в Лейпцигском соборе, Эйнштейн играл на скрипке, а несравненный «князь математики» Леонард Эйлер, преподававший в Академии наук в Санкт-Петербурге ещё в XVIII веке, с упоением говорил о том, как математическая задача, связанная с большими и малыми отклонениями судна, прельстила его своей красотой и изяществом.
О чём это он? Как он смог разглядеть изящество в наборе цифр?
Знаете ли вы, что даже самое поверхностное ознакомление с музыкальными формами улучшает способность управлять любой организацией (от семьи и бизнеса – до государства)? Где угодно есть «главная» и «побочная» партии, которые взаимодействуют и развиваются при помощи «связующей». И если вы умеете слушать Баха (а там невероятная гармония в общении между РАЗНЫМИ характерами и идеями), ваша бизнес-структура никогда не рухнет, а будет только расширяться. Об этом говорит величайший мыслитель нашего времени Михаил Казиник, чьи книги и видео я рекомендую всем, кому не безразличны собственные дети.
Знакомство с мировой культурой до освоения навыками письма и счëта – это не вопрос приоритета. Это вопрос ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ✨